О БУНКАЯХ!


Мне часто задают вопросы касательно ката бункаи. Вопросы относительно их боевитости, актуальности и применимости. Как правило речь идёт о так называемых кихон бункай, то есть о тех упражнениях, с которыми адепты знакомятся в качестве первых парных упражнений при изучении ката. Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо, для начала понять, что такое современный бункаи.

До середины двадцатого века в Окинавской каратэ НЕ СУЩЕСТВОВАЛО таких важных для современного каратэ компонентов тренировочного процесса как:

  • кихон на месте
  • кихон в движении
  • ката бункаи в его современном понимании.

Возникает вопрос, как же тренировались бедные Окинавцы?

Итак, если говорить о годзю рю программа обучения, которая, ВНИМАНИЕ, была рассчитана в первую очередь на обучение взрослых людей ИНДИВИДУАЛЬНО или в мини группах (то есть опять-таки индивидуально) выглядел следующим образом (большими мазками):

Первый год-два являлся структурою образующим. Адепт практиковал шаги сан чин, ходзе ундо, таи атари и снова шаги сан чин с симэ и без ...очень много! Таким образом за этот период адепту полностью перепрограммировалась его двигательная модель формируя у него совершенно определенный метод управления телом с точки зрения поиска источника силы для реализации движений тела и способов этой силы приложения. 

На втором этапе его знакомили с ката, чья стратегия и технический арсенал наиболее подходили к его психофизическому типу. Работа с ката выглядела следующим образом. Во-первых работа с дорожками ката являлась более важной чем работа с общим рисунком. Наибольшее время уделялась проработке именно дорожек. То есть связок движений на несколько шагов логически завершенных. Проработка связок заключалась как в сольных упражнениях таки в парных, которые считались не менее важными для понимания. Вообще под пониманием считалось то, что называется санчин госи - найти санчин. То есть понимание движения ката через ту самую модель управления телом о которой говорилось выше. 

С точки зрения парной работы существовало три этапа. На первом этапе ученику давались подводящие упражнения – первичные ключи. Эти внешне простые упражнения были, в первую очередь, посвящены поиску равновесия, стабилизации тела и постановке достаточного воздействия.

На следующем, наверное, самом сложном этапе, практикующий адепт, потративший много времени на одиночное и парное исследование движений доверенной ему формы, по идее методики обучения, должен был "вступись с ката в некий диалог". Если результат этого диалога впечатлял его наставника, он предлагал ему унгоку но рикаи - то есть внутреннее содержание движение, как его видели создатели системы и мастера прошлого оставившие след в развитии системы. 

На следующем этапе, на базе собственного анализа и унгоку но рикаи должен был создать собственную трансформацию, подходящую под его личные данные. И с этого момента техника становилась его рабочей техникой. 

С момента, когда каратэ становится массовым меняется не только система подготовки, но и его цели. И это очень важно. 

Для массового преподавания каратэ, в первую очередь детям, абсолютно не походила описанная многоступенчатая система подготовки. Началась реформа каратэ. Основными ее этапами стали:

  • 1890 год - Итосу Анко начал реформировать школу Сёрин-рю. 
  • 1901 год - каратэ Сёрин рю включено в программу начальной школы Сюри
  • 1905 год Канрио Хигоанна начинает преподавать каратэ в высшей школе Нюхи и закрывает многие техники нукитэ в кулак в целях безопасности.
  • 1926 год создан клуб централизованного, массового преподавания каратэ Кэнкю
  • в 1936 году произошло событие, роль которого в последующем развитии каратэ, трудно переоценить. Речь идет о собрании, организованном Рюкю Шинпоша (Газетная Компания Рюкю), которое проходило в Нахе (Окинава). Было принято название каратэ в значении пустая рука и приятно программа, ориентированная на то самое массовое "физкультурное" каратэ. 
  • в 1940 году в рамках программы по реформированию каратэ с целью его массового преподавания по инициативе губернатора префектуры Окинава Хаякава Гэна был сформирован комитет, в состав которого вошли Мияги Тсёдзюн и его ученики (Камия Дзинсэй, Синдзато Дзинъан и Миясато Кодзи), а также представители школ кобаяси рю - Киндзё Кэнсэй и мацубаяси рю Нагаминэ Сёсин с учеником Кян Синъэй. Председателем был назначен Исихара Сётёку, служащий полиции и специалист по кэндо. Перед комитетом стояла задача - разработать базовые ката каратэ, рассчитанные на обучение школьников. 

Появились различные виды кихон, на первый план вышло изучение общего рисунка ката и были созданы бункаи, как !!!! внимание!!!! первый этап парной работы. Бункаи стали сплавом недавно созданного кихона и первого этапа подводящий упражнений – их творческим развитием.

Теперь про цели и почему это важно. Мы все время забываем в какое время все это происходило. Чтобы понимать это надо познакомится с историей Окинавы в этот период. Если коротко - мастера того времени искренне верили, что, реформируя каратэ в сторону массовой боевой физкультуры - они совершают благое дело. Они искренен верили, что превращение боевой системы, ориентированной на воспитание небольшого количества бойцов в систему массового воспитания, в первую очередь качеств необходимых для оздоровления общества в целом — это максимально важная и максимально актуальная задача. Потом появятся соревнования, ориентация на большой спорт и прочая. Но в момент проведения реформ задачи ставились более простые, а именно массовое оздоровление тела и духа. Достаточно вспомнить, что создатель Годзю рю Тсёдзюн Мияги, в конце созданного им в этот период ката Гекисай дай ити, в отличии от всех других ката годзю рю, которые заканчиваются шагом назад, сделал шаг вперед КАК СИМВОЛ ВОЗРОЖДЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ДУХА! Эти люди бесконечно верили в то, что создают на базе старых боевых практик систему оздоровления нации. И эта миссия была для них максимально важной.

Теперь самое главное. Плохо это или хорошо. Как всегда однозначного ответа нет. Реформа каратэ заложила в это боевое искусство саму идею обновления и трансформации, что сделало каратэ способным трансформироваться, приспосабливаться к изменяющимся условиям боя и готовым впитывать новаторские идеи подготовки. 

Также замечательно то, что несмотря на изменения остались линии наследования традиции сохранившие изначальные методы подготовки гармонично адаптировав их к тому лучшему, что принесла реформа.

С другой стороны, реформаторство породило массу людей, удовлетворившихся именно физкультурно-оздоровительной линией каратэ и не пытающихся понять суть изучаемого предмета. С другой стороны, появилась целая плеяда мастеров настолько плотно увлекающихся бункаетворчеством, что за «приёмчиками» исчезает смысл практики каратэ. 

Итак, зачем мы изучаем бункаи. Причины следующие.

  • это дань уважения культуре которая подарила нам каратэ
  • это дань уважения мастерам, которые создали эти практики
  • это великолепное упражнение, которое, как и многие новшества в каратэ дополнили его и сделали путь его постижения более методически выверенным. Важно правильно относится к практике бункаи. Это не прием и не «шмертельная» техника. Это великолепное парное упражнение, которое является продвинутой версией того самого подготовительного упражнения, «ключа», дающего представление о равновесии и стабилизации, имеющее несколько этапов сложности. Это первичный анализ (а именно так и переводится бункаи)) ката.

В системе Годзю рю именно кихон бункаи сдаются на экзаменах потому, что мы говорим о традиции в рамках которой техники нукитэ в некоторых движениях ката закрыли в кулак, внимание, в качестве предосторожности дабы молодёжь посещающая занятия по каратэ не решила попробовать ткнуть пальцами куда не надо. Подавляющее большинство внутренних значений ката, тех самых унгоку - техники связанные с существенным травмированным оппонента. Не могло быть речи об их публичном демонстрировании. Преподавание этих техник так и осталось на Окинаве частью ограниченного обучения.