Я делаю людей целыми!


На пороге своего сорокалетия я принял, пожалуй, самое важное решение в своей жизни — после 20 летней карьеры в журналистике оставил должность Генерального директора издательского дома, и открыл клуб боевых искусств ТЕНГУ, где по сей день преподаю традиционное окинавское каратэ.

Одной из основных причин такого резкого изменения своей профессиональной судьбы стало ясное понимание того, что, преподавая каратэ я принесу моим ученикам значительно больше пользы, нежели читателям той продукции, которую выпускал руководимый мною издательский дом!

И дело далеко не в том, что я могу научить одного человека качественно травмировать другого человека. Это явно не та цель в жизни, которой я готов эту самую жизнь посвятить. Достаточно давно я сформулировал для себя то главное, что я даю моим ученикам — я делаю людей ЦЕЛЫМИ!

Для того, чтобы понять, о чем идет речь, для начала, необходимо хотя бы в общих чертах представлять азиатскую концепцию тела и ее отличие от западного представления.

Интересно, что английское слово body (тело) происходит от древневерхненемецкого botah — бочка. Это подчеркивает специфику западного отношения к телу, как сосуду (тюрьме) для человеческого духа.

В китайском языке слово тело обозначается как шень. При этом многие, содержащие слово шень выражения могут быть переведены как человек, жизнь, личность. В традиционной китайской медицине именно тело является хранителем всех психо-духовных аспектов человека. Например, сердце является обиталищем разума, печень — эфирной души, Легкие — телесной души, селезенка интеллекта и почки силы воли. Что скрывается за этими понятиями — тема отдельного и очень непростого разговора. Нам же пока важно понять, что в этой традиции связь телесного и духовного не разрывны и вполне материальны. Именно эта связь позволила боевым искусствам Азии продолжить свое существование на новом слое бытия, когда предлагаемые ими навыки ведения боя перестали быть условием выживания. Зато невероятно актуальными стали методики подготовки к этому бою, в основе которых была заложена идея эффективного использования человеческого тела, как цельной системы, включающей в себя неразрывную связь тела и духа. В основе этой эффективности лежал поиск центра и обретения в нем равновесия и источника силы. Упражнения, помогающие обрести такой центр, стали основополагающими для большинства старых школ.

В школе Окинавского каратэ Годзю рю таким корневым упражнением является Санчин. Навык, который воспитывает в адептах школы Санчин называется «кокучи». Если попробовать объяснить, что такое кокучи в одном предложении, то — это умение стать целым и управлять своим телом из этого единого центра. Такой способ управления телом дает возможность его использования, как единой, отлично налаженной и легко управляемой системы. Это дает предельную фокусировку, собранность и долгожданную эффективность, как в движении, так и в поступках. Достижение целей, которые ставит перед занимающимся школа Годзю рю, абсолютно невозможно без обучения своего сознания предельной фокусировке, а приобретение навыков, которые предлагает школа — это всегда путь испытаний и тяжелых тренировок.

Замечательные люди, которые приходят ко мне и становятся частью Годзю рю каратэ день за днем переступают порог додзё, на каждой тренировке проходя путь преодоления своих слабостей от момента принятия решения идти на тренировку до заключительного упражнения на пределе своих сил. Сама по себе традиционная практика больше всего похожа на процесс обновления компьютерной программы, когда на смену одному алгоритму, приходит другой — оптимальный и экономичный. Человек, который на протяжении длительного времени идет по этому пути: не будет работать на дурака-начальника только потому, что боится потерять работу, не станет ходить в офис, который ему противен и просто просиживать там время и не станет жить с нелюбимым человеком, только из боязни сказать нужные слова про разрыв отношений! Такой человек становится целым! Он умеет ставить перед собой цели и находить силы для их достижения!